Ходили сегодня в Питере на выставку, посвященную Бэнкси. Там я в очередной раз задумался о методике комбинирования некомбинируемого для создания запоминающихся образов, формирования интереса и создания чего-то оригинального. Суть методики в следующем. Представьте себе, что вы пришли в цирк и вам показывают медведя. Пока медведь сидит на сцене и занимается тем, чем обычно занимаются медведи - это вроде как и интересно, но не так чтобы прямо очень. А вот если он садится на велосипед и начинает наворачивать круги на нём - это уже прикольно. На уровне логики у нас есть ощущение, что медведь и велосипед несовместимы. Именно поэтому комбинация медведя и велосипеда - это куда интересней, чем медведь и велосипед по отдельности. С людьми аналогично. Возьмем, например Брюса Ли. С одной стороны - мастер боевых искусств, а с другой стороны - интеллектуал и мыслитель. Казалось бы, где боевые искусства, а где интеллект. Но когда они комбинируются, получается культурная икона. Или вот инвесторов в мире огромное количество, но все знают Питера Тиля, Пола Грэма и, в последнее время, Навала Равиканта. Оказывается, что когда у людей много денег и при этом они еще являются философами - это куда интереснее, чем просто богатый человек или небогатый философ. Опять-таки, в нашем сознании есть диссонанс понятий «богатство» и «одухотворенность». Он и делает это комбо таким интересным. Самые яркие работы Бэнкси тоже построены на неожиданных комбинациях. Вот например как на картинках. Комбинирование некомбинируемого - это один из часто используемых приёмов не только в визуальном творчестве. В частности, один из наиболее заметных комиков современности Джо Роган в своих выступлениях смешивает заезженные низкоуровневые темы (взаимоотношение полов, употребление субстанций) с интеллектуально-нагруженными (роль человека на земле, отцы и дети, и т.д.). И то, и то по отдельности было бы скучно. В комбинации - сплошной угар. Думаю, комбинирование некомбинируемого - это универсальная стратегия выхода на новый уровень. Как в стратегическом построении карьеры, так и в создании продукта любого толка. Некоторые люди применяют эту технику неосознанно, просто следуя естественному зову своих интересов. Научиться тоже можно - для этого нужно постоянно работать над расширением кругозора и практиковать поиск паттернов и систем. В общем, выставка Бэнкси норм.